Кукла оберег мастер класс ? в национальном стиле, изготовление из лоскутков

Изготовление Вальдорфской куклы

Эти изделия в настоящее время широко известны пол всему миру. Особенностью вальдорфского изделия состоит в том, что кукла имеет необычную голову.

https://youtube.com/watch?v=L5sA3HKHYAU

Пошив головы

Для того чтобы изготовить голову любимицы, необходимо взять клубок любых ниток. Его диаметр должен составлять 6 см. Клубок необходимо вложить внутрь шерстяных полос, которые напоминают лучи. Таким образом получается шар, на который потом натягивается носок из трикотажной ткани.

У основания носок затягивается нитками и получается голова. Нитка помогает путём подтягивания её в определённую сторону придать голове натуральную форму, которая напоминает человеческую. Затем на голове крепится бусина, которая исполняет роль носика куклы. После того как нос закреплён, можно натягивать верхний основной трикотаж. А закрепив его, обозначить нос и рот пупса.

Эту куколку можно сшить очень быстро. Основное время работы занимает изготовление головы вальдорфского персонажа, а именно его волос. Для изготовления волос пупса нужно связать крючком небольшую шапочку. Размер шапки должен соответствовать голове куклы. Шапка должна быть пришита к голове обыкновенными нитками. А вот к ней в свою очередь навязывают кусочки подготовленной пряжи. Не стоит настраиваться на быстрый итог, но потраченные усилия окупятся замечательной причёской куклы для ребёнка.

Сборка туловища

К уже готовой голове крепятся руки. Нижняя часть изделия имеет вид комбинезона. Туловище вместе с ногами пришивается в районе рук, они должны быть набиты шерстью. Туловище набивается шерстью через рукав марионетки. После чего боковые отверстия зашиваются. На ножках и ручках будущей любимицы с помощью ниток необходимо обозначить пальцы. Пальцы можно не обозначать. Она и так смотрится превосходно.

Одежда марионетки может быть сшита или связана — это уже на выбор хозяйки игрушки. Эта кукла является безопасной для малыша, поскольку не имеет жёсткого каркаса и мелких деталей.

Встречают по одёжке

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным этническим родовым кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для руской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всём усматривался определённый смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличии от домотканых, вплоть до ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Домодельные куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье, же для своих детей, куклы обычно «вертели» из старого тряпья. И даже не по бедности, а по принципу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных завёртывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пелёнки из ношеной одежды. Для кукол использовали чаще всего подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаюсь с землёй и вбирая таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов….

Документальность кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде. Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приёмы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важнейший принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по-кукольному выразителен. Понёву для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырёхклинной. С ещё большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь – например, расшитую повязку с шёлковой лентой, венчающей голову красным веером. Пропорции большеголовых кукол, далёкие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

Из книги «Руская тряпичная кукла», авторы Галины и Марии Дайн.

Скачать книгу в формате PDF ]]>https://drevoroda.ru/rod_pamiat/682/2740.html]]>

Кукла-оберег своими руками из ниток: пошаговая инструкция

Часто в марте мастерицы создавали куклы Мартинички — они должны были привлечь весну. Кроме того, Мартинички служили оберегом семейного счастья, помогали мужчине и женщине лучше поладить друг с другом.

Традиционно эти куколки делаются в двух цветах — красном и белом. Белый символизирует уходящую зиму, а вот красный — наступающую весну.

Развешивать эти обереги было принято на деревьях.

Для Мартиничек понадобятся:

  • Клубок белой пряжи
  • Клубок красной пряжи
  • Вата и разнообразные остатки от пряжи
  • Картонка 15 на 15 сантиметров

Итак, для начала на картонку нужно намотать 25 витков красной пряжи.

Для создания туловищ куклы-оберега красная пряжа наматывается на картонку

Намотанная пряжа аккуратно завязывается узлом.

Узел на пряже для создания куклы-оберега

Из пряжи обоих цветов нужно создать косичку приблизительно 30 сантиметров длиной. Концы косички следует перевязать.

Свяжите косичку для куклы-оберега

Один из концов косички нужно привязать к созданному ранее мотку. Желательно это делать там, где на пряже создавался узелок — косичка отлично его замаскирует.

Привязывание косички к мотку пряжи для куклы-оберега

Теперь настала пора создавать голову. Понадобится вата, хотя можно использовать и пряжу — из какого-то из данных материалов нужно сделать шарик примерно в 2-3 сантиметра. Шарик подкладывается под узелки.

Так создаётся голова куклы-оберега

Под шариком нитки завязываются. Область головы маскируется пряжей так, чтобы основа не была видна.

Популярные статьи  Ёлочка из картона и цветной бумаги

Голова куклы-оберега маскируется пряжей

Настала очередь ручек. На ту же картонку, что использовалась ранее, стоит намотать 15 слоёв пряжи. С обоих концов пряжи следует завязать узлы.

Наматывание пряжи для рук куклы-оберега

С обеих сторон пряжи нужно совершить перевязку концов.

Концы пряжи завязываются для создания ручек куклы-оберега

После того, как концы будущих ручек перетянуты, можно смело художественно обрезать пряжу. Если заготовка начнёт напоминать конфету, вы на верном пути. Далее заготовку для рук нужно продеть в моток-туловище под головой.

Ручки для куклы-оберега располагаются под головой

Мотком пряжи ручки перехватываются снизу и перевязываются — так образуется талия куколки.

Формирование талии у куклы-оберега

По принципу создания рук так же формируется и подол куклы — края обрезаются и расправляются.

Окончательная стадия создания куклы-оберега

Теперь осталось, пользуясь предыдущей инструкцией, создать ещё одну куколку из белой пряжи. Куколка эта крепится ко второму концу косички.

Не забудьте создать вторую куколку Мартиничку

Как видите, в изготовлении кукол-оберегов нет ничего сложного. А их многовековая история определённо заслуживает детального изучения.

О других оберегающих куклах читайте в статьях:

  • Куклы обереги — Травница, Подорожница, на здоровье, Крупеничка, для семьи, Ангел, Успешница, на замужество, Благополучница, на беременность
  • Куклы обереги — для ребёнка, Берегиня, Неразлучники, на счастье, Колокольчик, для дома, Желанница
  • Как сделать куколку Вуду из бумаги, веток, фетра
  • Вязанные куклы Лалалупси крючком: мастер-класс, схемы и описание
  • Кукла оберег домовой своими руками из колготок, мешковины, ниток и картона
  • Как самой сшить куклу своими руками: выкройки, мастер класс. 
  • Как сделать куклу с одеждой из картона своими руками: схемы, трафареты, фото.

Куклы-обереги своими руками из ткани: мастер-класс

Кукла Берегиня пользовалась особой популярностью у наших предков. Рукодельницы выбирали для этого оберега следующее:

  • Самую яркую ткань, непременно натуральную
  • Ткань телесного цвета
  • Наполнитель — лекарственные засушенные травки вроде шалфея, чабреца, зверобоя, мяты. Могут подойти вата, синтепон, крупы
  • Холстинку
  • Белую и оранжевую либо красную нити

Ткань для куклы Берегиня должна быть яркой

Первым делом необходимо взять ткань телесного цвета и отрезать от неё кусочек приблизительно 8 на 8 сантиметров. кусочек этот оборачивается вокруг небольшого шарика из наполнителя — так формируется головка. Закрепляется это всё белой ниткой.

Работа над куклой-оберегом начинается с ткани телесного цвета
Головка куклы-оберега закрепляется с помощью нити

Теперь нужно расправить ткань, которая осталась под головкой.

Ткань под головой куклы-оберега расправляется

Формируем ручки куклы из уголков расправленной ткани. Эти уголки для начала сворачиваются внутрь, а потом трижды складываются «самолётиком».

Уголки складываются внутрь в процессе создания ручек куклы-оберега
Будущие ручки куколки-оберега складываются самолётиком

После вышеперечисленных сворачиваний каждая ручка складывается пополам и перевязывается белой ниткой. Только учтите, что от края ручки стоит отступить сантиметра полтора.

Ткань для ручек куколки складывается напополам и перевязывается ниткой

Настало время яркой ткани! Отрежьте или, если получится, оторвите от неё два небольших квадратика по 6 сантиметров каждый. Вложите в квадратики шарики из наполнителя — так вы сформируете грудь куколки.

Из ярких кусочков ткани формируется грудь Берегини

Скрепите грудь, как и в случае с головой и руками, ниткой.

Грудь из яркой ткани для куклы-оберега скрепляется ниткой

Далее грудь аккуратно приматывается к кукле.

Грудь аккуратно привязывается к кукле-оберегу

Для того чтобы создать юбочку, возьмите яркий кусок ткани и приложите его под грудью так, чтобы он лицевой стороной был обращён внутрь. При этом ткань должна прикрывать голову. Примотайте будущую юбочку к туловищу, скрепите её узелком — и только потом опускайте вниз.

Ткань для юбки для куклы-оберега должна располагаться изнаночной стороной наружу

Теперь создайте на голове куколки повойник — платок, который ранее носили русские замужние крестьянки. Символизировать его будет двойная красная или оранжевая нить.

Повойник для куклы-оберега

Настала очередь передничка — для него подойдёт кусочек холстинки небольшого размера. Подверните этот кусочек сверху приблизительно на сантиметр. В подворот вложите предварительно скрученную нить. Нитью передник и привязывается к Берегине.

Создание передника для куклы-оберега

Теперь создаётся косынка. Для неё из холстинки вырезается треугольник, который и повязывается.

Кусок холстины для платка для куклы-оберега

Кукла Берегиня готова! Теперь можно ещё раз поправить её юбочку — и она может служить людям. Тем, кто не относится к семье, брать её в руки не рекомендуется.

Вот так выглядит кукла-оберег Берегиня

Валяные куклы своими руками модно Но тоже не для детских игр

В последнее время очень модными стали куклы из шерсти, валяные куклы, как их еще называют. Валяные куклы могут быть и весьма примитивными с виду. И — сложными валяными скульптурами, подобно тем, что создает великая валяльщица Стефани Метц. И — простыми с виду, оригинальными зверушками, которые делаются как бы по одному «шаблону». Мои куклы тоже похожи друг на друга. Это и называется стиль мастера.

Поэтому валяные куклы создаются, чтобы стоять на полочке, украшая интерьер дома. То есть это игрушки для взрослых. Для тех , кто будет просто любоваться изделием, а не совать их в рот, то себе, то — домашнему питомцу, исследуя мир и окружающую среду, как поступают с игрушками дети:-) Как, впрочем, ту же Тильду, вряд ли кто-то доверит малышу, скорее , она будет свешивать свои длинные ножки с полочки в ванной комнате, или где-то на кухне, дополняя интерьер в стиле «прованс».

Кукла оберег мастер класс ? в национальном стиле, изготовление из лоскутков

Мои мастер-классы подходят не только тем, кто стремится освоить искусство создания только валяной куклы. По словам моих учеников, они «мотивируют на любое творчество»!

Желаю начинающим успеха, а главное — вдохновения! Потому что никакие мастер-классы по созданию куклы не заменят настоящий творческий полет, в который уходит истинно увлеченный хендмейдер.

О моих мастер-классах вы можете подробно почитать здесь. Подробные описания и ссылки на страницу покупки.

Особенности русской тряпичной куклы

Традиционная русская кукла имеет свои особенности, главными из которых являются следующие:

  • обрядовые куклы и обереги изготавливали без использования колющих и режущих предметов;
  • у кукол не было черт лица;
  • отсутствие персонального имени у куклы, было лишь название;
  • подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол.

Для того, что бы сделать тряпичную куклу, использовали куски тканей, оторванные от целого рулона или от одежды. Это делалось специально без ножниц, потому что, отрезая какой-нибудь лоскут или лишнюю ткань от куклы, можно было лишить ее целостности в смысловом значении. По этой же причине не использовали иголки, все детали привязывались нитками или скреплялись узлом.

Такие требования были обязательны при изготовлении обрядовых кукол, кукол-оберегов и большинства игровых кукол. Подарочные варианты, особенно из дорогих тканей, с дорогии украшениями можно было сшивать, используя иголку для крепления большого количества декоративных деталей.

Несмотря на такую, казалось бы, непрочную конструкцию, тряпичные русские куклы при должном обращении существовали несколько десятков лет. Во многих семьях были родовые куклы, передаваемые от поколений к поколениям. Кажется, само время придавало им прочности, продлевая жизнь кукольным охранникам и берегиням.

На лице у кукол не рисовали глаз, носа, губ. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи и тогда она станет сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортит характер куклы, но и оставит его таким навсегда. Поэтому лицо кукле придумывали сами, в зависимости от обстоятельств. Сейчас на фоне огромного количества современных кукол это кажется необычным и странным, но стоит немного пообщаться с безликой куклой, и все становится понятным.

Популярные статьи  Как лучше всего организовать свою работу и отдых при помощи принтера и бумаги

Безликая кукла жила полноценной жизнью – она радовалась и грустила, спала и бодрствовала, смеялась и плакала. Такая кукла не могла не нравиться ее обладателю – выражение лица и его черты были ведь придуманы им самим. Поэтому не совсем верно говорить, что у куклы нет лица – оно есть, но нужно подружиться с куклой, что бы его увидеть.

В последние века, начиная с девятнадцатого столетия тряпичным куклам все же стали рисовать лица, но это касалось только игровых или декоративных вариантов. Это произошло от желания максимально очеловечить куклу, сделать ее облик очень похожим на нас. Но и в этих случаях использовали лишь символическое отображение глаз, носа или рта, вышивая их крестом и прямыми линиями.

Куклам в Древней Руси не давали имен, считалось, что нарекая куклу, ее можно использовать во вред тому человеку, у которого будет или есть такое же имя. Этим пользовались темные колдуны – называли куклу так же, как и объект воздействия и творили над ней свои ритуалы. Кроме этого, дав кукле человеческое имя, можно было потревожить дух умершего родственника с таким же именем. Поэтому игровых кукол называли просто куклами, ляльками, цацками и т.д.

Обрядовые куклы и обереги называли по их прямому назначению или же по обстоятельствам, сопутствующим ихпоявлению. Например, когда начинало пригревать весеннее солнце, делали светлую, яркую, веселую куклу, символизирующую пробуждение природы и приход весны. Ее так и называли – Веснянка, про нее у нас есть отдельная статья — Тряпичная кукла Веснянка.

Кукла оберег мастер класс ? в национальном стиле, изготовление из лоскутков
Русская традиционная кукла Веснянка

Весьма ограниченное количество мужских фигурок в кукольном творчестве наших предков вовсе не означает пренебрежительного отношения к сильной половине человечества. Если «копнуть глубже», изучить историю появления кукол и их строение, то окажется, что вся женская пышность, мягкость и красота закрепляется на жесткой и прочной основе в виде тугих скруток или палочек.

Таким способом мужская суть есть в каждой кукле, но она скрыта внутри, что отражает весьма существенный сакральный смысл куклы. Именно поэтому кукол с явно мужскими образами очень мало, а в некоторых кукольных действиях в роли мужской куклы использовали просто палочку, завернутую в ткань.

Материнские обереги

Кукла-оберег Ведучка

Ведучка с двумя детьми

Ведучка – это изображение матери с ребенком. Она символизировала связь между матерью и малышом. Ее задача – помощь в их единении. Поэтому их руки выполнялись из единого кусочка ткани. Обычно этот символ изготавливали женщины, уже имеющие детей. Свекровь могла подарить ведучку невестке, чтобы та стала хорошей супругой и матерью.

Часто женщины делали такой оберег для себя, вкладывая в него надежды на семейное счастье. Это символ единства матери и ребенка.

Кукла Мамушка-нянюшка

Мамушка с двумя детками

Оберег, предназначенный для малышей. Это одна из самых маленьких кукол, чтобы ребенок мог ее держать маленькими ручками. Она символизирует силу матери, которая хранит своего ребенка, даже когда ее нет рядом. Женская фигурка с младенцем, или несколькими, на руках символизирует материнскую любовь, заботу, стремление оградить чадо от всех бед. Кукла всегда помещалась возле детской колыбели.

Пеленашка

Эта кукла – защитник самых ранимых – детей. Оберег всегда находился колыбели ребенка и отводил от малыша хвори и неприятности. Обычно ее изготавливала женщина, узнав, что у нее будет ребенок.

Внешне амулет так и выглядит как младенец в пеленках. Считалось, что он забирает негатив младенца. Обычно кукла сопровождала малыша до крещения. Потом ее доставали из сундука, только если малыш заболевал.

Сделайте пеленашку по нашему мастер-классу.

Идеи глиняных фигурок

Кукла – закрутка, что может быть проще для изготовления такой игрушки потребуется ткань и определённые навыки. Но можно сделать и красивую глиняную фигурку.

Животные

Начинать лепить из глины надо с самого простого. Допустим фигуру животного, рассмотрим этап лепки сказочного зверя поэтапно:

  1. Взять кусок глины такого размера, какой по размеру должна получиться фигурка.
  2. Размять вещество.
  3. Раскатать по поверхности.
  4. От раскатанной заготовки оторвать небольшой кусочек. Это будет голова.
  5. Скатать шарик из маленького кусочка (будущей головы) из остальной глины скатать «колбаску».
  6. На обоих концах кусочка «колбаски» сделать надрезы. Это будущее ноги животного.
  7. Изогнуть заготовку «колбаска» в фигуру желаемого животного. Получится туловище.
  8. Соединить туловище и голову.
  9. Сформировать мордочку.

Если планируется дальнейший обжиг не надо делать животное слишком большим. Это может затруднить погружения игрушки в печь для обжига.

«Барыня»

Кукла в народном костюме на примере Дымковской игрушки.

Рассмотри поэтапно, как выполняется изделие:

  1. Лепим юбку. Делаем широкое основание полое внутри. Скатываем жгутики и выкладываем их по кругу. По принципу: чем выше, тем уже.
  2. Выложенные жгутики разгладить, чтобы юбка смотрелась как цельный элемент. Должна получиться своеобразная ступа.
  3. Начинаем делать торс куклы. Скуриваем овал, на конце фигуры делаем овал уже, это будет шея. Насаживаем голову. В эту юбку-ступу вставляем торс с головой будущей куклы.
  4. Делаем руки. Опять скручиваем жгутики, это руки. На руках делаем рукава. С обратной стороны жгутик сплющиваем. Руки прилепляем к туловищу и складываем их на талию куклы.
  5. Делаем кокошник. Делаем жгутик, аккуратно его сплющиваем, сгибаем в полукруг, надеваем кокошник на голову.
  6. Лепим косу. Из двух жгутиков делаем спираль, изгибаем, закрепляем на затылке. Укладываем косу на плечо кукле.
  7. Делаем рюши для юбки. Жгутик волнообразно укрепляем на подоле.

Фигура Барыни готова, осталось её расписать:

  1. Кукла полностью покрывается белилами.
  2. Сушим.
  3. Красим туловище и косу. Юбку и кокошник не красим, оставляем для нанесения орнамента.
  4. Наносим узоры в стиле Дымковской игрушки. Основой узора такой игрушки являются точки, круги, волнистые линии и прямые линии.
  5. Рисуем лицо Барыне.

Аппликации на тему русских народных сказок

Аппликация – это изображения чего-либо с помощью наклеивания, вырезания из любого материалы или вышивания любым способом.

Аппликацию можно сделать в любом стиле по любому направлению, но рассмотрим тему русских народных сказок.

Для работы могут потребоваться:

  • Белый картон формата А-4.
  • Бумага для акварели формата А-3.
  • Бумага с нанесённым на неё уже готовым рисунком.
  • Белая и цветная бумага.
  • Ножницы.
  • Клей ПВА или клей-карандаш.
  • Чёрный маркер.

Создаём основной фон:

  1. На бумагу для акварели приклеиваем картон.
  2. Из бумаги с нанесённым рисунком вырезаем разные фигуры, это будут полянки.
  3. Приклеиваем их на фон, который сделан из картона.

Делаем композицию: «Домик на цветущей полянке»:

  1. Для будущего окошка вырезаем из белой бумаги два элемента в виде цифры «9», но хвостик цифры делаем не закруглённый, а прямой.
  2. Соединяем элементы между собой.
  3. Наклеиваем окно на бумагу жёлтого цвета. Получилось светящееся окно.
  4. Вырезаем полоски из коричневой бумаги, это будет стена домика.
  5. Вырезаем треугольник, это крыша домика.
  6. Соединяем элементы на основном фоне.
  7. Из жёлтой бумаги вырезаем полукруг, это будет солнышко
  8. Вырезаем волнистыми линиями широкие неровные фигуры, это будут кусты и деревья.
  9. Всё это наклеиваем на основу.
  10. Вырезаем ровный круг, наклеиваем его около домика, рисуем на круге мордочку. Получилась сказка о колобке.
Популярные статьи  Как легко и быстро состарить бумагу

Внешний вид

Красочные и цветные – они действительно делались яркими, привлекающими внимание. На голове у такой куклы обязательно был платок, иногда просто коса

Поверх платья можно было сделать красивый передник. Практически всегда обережная кукла имела праздничный, нарядный вид. Бусы, ленты, искусственные цветочки только делали игрушку «богаче», а, следовательно – сильнее и могущественнее.

Кукла оберег мастер класс ? в национальном стиле, изготовление из лоскутков
Крупеничка и Богач

Но вот чего не было на обережных куклах, так это лица. Ни одной, даже схематической черты лица быть на кукле априори не могло. Иначе она бы перестала быть защитницей. Древние славяне были уверены: если куклу персонифицировать, темные силы и злые духи могут этим воспользоваться. Безликая же кукла считалась неодушевленной, то есть неинтересной для темных сил. А еще считали, что куклы тоже могут испытывать эмоции, и делать на лице какую-то одну из них, застывшую, не совсем правильно.

Набивали кукол льном, соломой, травами. Это были и ароматные травы, которые успокаивают, расслабляют, помогают хорошему сну.

По кукле, оказывается, немало можно было сказать о рукодельнице:

  • если спинка куколки не очень ровная, значит, в жизни ее автора не все стабильно;
  • если головка изделия несоразмерна телу, в голове у самой мастерицы много проблем да забот;
  • если рукодельница сама не рада наряду и украшению своей же куклы, значит, она, скорее всего, плохо выстраивает отношения с окружающими, возможно, не терпима к чужим недостаткам, слишком требовательна.

Неизменным условием изготовления кукол должно быть хорошее настроение, ресурс времени. Не нужно торопиться, надо получать удовольствие от процесса, и тогда в доме у вас появится союзник.

О том, какими еще ремеслами владели славяне, читайте в нашей статье:«Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела».

Материалы и инструменты

Чаще всего кукол делают из ткани – это удобный и доступный ресурс, а нитки с иголкой найдутся в любом доме. Ткани имеют разные свойства, есть тянущиеся и плотные, легкие и с разной фактурой.

Для работы потребуются:

  • Лоскуты разных цветов и размеров;
  • Ножницы;
  • Макетный нож;
  • Нитки в тон или контрастные;
  • Иголки, булавки;
  • Пряжа, мулине;
  • Вата или синтепон для набивки;
  • Карандаши, ручки или фломастеры для ткани, краски типа акриловых;
  • Утюг;
  • Клей для ткани;
  • Пуговицы, бисер, бусинки для декора, мех, шерсть.

Какой будет кукла – зависит от фантазии и умений создателя. Есть несколько наиболее известных форматов, которые мы предлагаем сделать своими руками. Наш мастер-класс включает такие модели, как закрутки,

Куколка-закрутка

Это самая простая и легкая в создании мягкая куколка, известная по русским традициям и сказкам. С ее пошивом справятся даже самые маленькие дети. Работа над фигуркой развивает моторику и мышление, умение создавать простые игрушки.

Закрутка – это маленькая славянская «женщина» в народном костюмчике, она служит оберегом от неприятностей и знакомит с традициями декора и костюма.

  1. Из белой ткани вырезают квадрат 20 х 20 см.
  2. Загибают 2 см в верхней и правой части.
  3. В нижней части подкладывают полоску из ваты, крепко закручивают. Туловище готово.
  4. На местах шеи и пояса затягиваем ниткой.
  5. Еще один белый квадрат наполняем шариком из ваты, рядом размещаем туловище.
  6. Ткань складываем, обматываем нитью для создания головы.
  7. Выравниваем складки на лице, уголки подгибаем и обматываем ниткой для получения ладошек.
  8. Остатки ткани нужно обмотать на поясе.
  9. Наряд делается из красивой ткани, вырезается круг 20 см с отверстием посередине для головы.
  10. С боков вырезается отверстие для ручек.
  11. Кукла одевается в одежки, обвязывается ленточкой.
  12. На головку повязывается платочек из треугольного кусочка.

По желанию закрутке рисую лицо, но традиционно она «безлика».

Тильда

Это нежная, женственная куколка, очень реалистичная, похожая на человека. При этом ее пропорции искажены – ноги удлиненные, руки тоже, при небольшой головке.

Для работы лучше взять натуральные ткани (хлопок, лен, шелк). На них размещают выкройку, скрепляют булавками и вырезают детали с отступом 5 мм по краям.

Варианты выкройки можно найти в книгах о тильде или посмотреть в Интернете. Детали сшивают, набивают синтепоном. Делают волосы из ниток. Получается готовая фигурка, которую можно украшать по своему усмотрению.

Лицо тильды обычно вышивают, бусины служат глазками, их пришивают близко посаженными. Щеки раскрашивают розовыми фломастерами или карандашами, ярко и крупно.

Рот можно не делать либо обозначить мелким стежком. Прическа обычно не длиннее плеч, можно разделить волосы из ниток на два пучка или косички.

Наряд отражает характер, идею – чаще это нежный, легкий и воздушный образ. Конечно, бывают тильды в брючных костюмах, в ночных рубашках. Лучше взять шелка и кружево, оборки.

Чердачная куколка

Такая фигурка производит впечатление «ретро» — она будто старая и потрепанная, но это как раз ее особенность. Хороший мастер всегда выбирает этот вариант для выражения индивидуальности героини. Винтаж всегда в моде, а это создание просто очаровывает с первого взгляда.

Кукла с чердака похожа на тильду, но у нее треугольный носик, круглые глазки, яркие щечки и ротик-полосочка. Под глазами – волнистые линии, что придает ей трогательный вид.

  1. Ткани для куколки можно специально состарить в отваре чая, кофе.
  2. Выкройку приложить к ткани и вырезать в припуском 5 мм.
  3. Сшить детали, оставляя дырочки для набивки, наполнить синтепоном и все сшить воедино.
  4. Лицо вышиваем нитками, рисуем акрилом или краской для ткани.
  5. Волосы лучше сделать из пряжи, сделать стрижку или пару косичек.
  6. Одежда должна быть скромной, из старой или состаренной ткани.

Разные варианты таких моделей можно посмотреть на сайтах с кукольными коллекциями.

Другие модели кукол

Разнообразие дизайнов и моделей широко представлено на тематических сайтах, на выставках и в магазинах. Сейчас можно найти нужное изображение или выкройку практически повсеместно.

Есть ростовые куклы, есть миниатюрные или стилизованные, из бумаги и пластика, фарфора, глины или дерева.

Популярностью пользуется модель «тряпиенса» — похожая на Барби, но более нарядная, словно принцесса. Бывают куклы-тыквоголовки, которые сочетают в себе разные черты, но есть особенность – тыквенная форма головы.

Создайте куколку своей мечты, реализуйте любые фантазии! Это просто, весело и очень интересно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: