Тиснение фольгой технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Полезные советы

В статье подробно описано, как делать фольгу на гель-лаке, но чтобы каждый из них радовал своей долговечностью и особенной красотой следует помнить:

  1. Закреплять фольгу можно и на слое базового покрытия, если оно обеспечивает достаточную липкость и не имеет слишком густой консистенции.
  2. Сушить покрытие с фольгой рекомендуется в 2-3 раза дольше обычного.
  3. Снимать липкий слой в конце работы с ногтей лучше не сразу. Рекомендуется подождать 30 секунд, тогда блеск будет более выраженный.
  4. Качество маникюра напрямую зависит от качества выбранных для работы материалов, поэтому экономить не всегда правильно.

Предлагаем ознакомиться Золочение в домашних условиях, различные методы

Методы тиснения

Тиснение часто применяется дизайнерами интерьеров для стилизации мебели «под старину». Такой метод декора различных предметов берут на вооружение типографические компании, используя при этом дорогое оборудование. Но если делать фольгирование в домашних условиях, можно оперировать доступными подручными средствами и без особых затрат изготавливать эксклюзивные вещи ручной работы.

Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.

На бумажной поверхности

Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:

  1. С помощью ламинатора — это небольшое устройство, которое можно использовать и в домашних условиях. Промышленные ламинаторы мощные и рассчитаны на большой поток бумаги, домашние работают медленнее, но по качеству оттисков не уступают промышленным. Сама процедура ламинирования состоит в том, чтобы готовый узор или рисунок накрыть фольгой и ещё одним листом бумаги и аккуратно пропустить через ламинатор.
  2. С использованием бытового утюга, если приобрести ламинатор нет возможности. Для этого требуется положить лист матовой стороной к картинке и на среднем нагреве тщательно в течение 2 минут её прогладить.

На металле и дереве

Тиснение на металле и по дереву представляет собой более сложную процедуру, для которой требуется предварительное изготовление матрицы с готовым узором. На обрабатываемую поверхность накладывается лист фольги, а поверх него — свинцовая пластина для выколотки. Мастер, ударяя по рисунку через свинцовую подкладку специальным инструментом, выбивает нужный орнамент.

Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.

Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:

  • рулонное (для мягких изделий);
  • листовое техническое (для изготовления картин);
  • толстостенное пищевое сырьё (для производства тарелок и подносов).

На поверхности ткани

Фольгирование на ткань — достаточно простой и доступный способ украсить любую вещь. Фольга легко переносится на все виды ткани. В условиях фабрик и ателье используется специальный пресс для ее тиснения, в домашних условиях — утюг. Тиснение на ткани происходит по следующей технологии:

  1. На чистое и разглаженное изделие наносится рисунок (можно использовать мыло, карандаш).
  2. Узор или надпись хорошо прокладывают специальным клеем.
  3. Даётся 4−7 минут на подсыхание клея.
  4. На требуемый участок матовой стороной укладывается лист фольги.
  5. Накладывается пресс для тиснения фольгой.
  6. Остатки удаляются после охлаждения.

Фольгирование на кожаных изделиях требует предварительного изготовления специального штампа из металла. Чтобы сделать оттиск из фольги её необходимо положить на кожу, разогреть с помощью утюга, а когда она нагреется прижать к ней заготовку на 30−40 секунд.

Мастер-класс «Машинка» (работа в техники чеканка)

Мастер – класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей и творческих людей.

Техника чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна еще в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв. Чеканка высокого рельефа из листового серебра производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши – в Новгороде.

Назначение: украшение интерьера, изготовление подарков.

Цель: развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства.

Задачи:

— развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

— развивать кругозор детей, пополнять активный словарный запас;

— способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

— формировать и развивать навыки ручного труда;

— воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Необходимые инструменты

Основной набор инструментов состоит из:

  • Поворотный нож с заменяемыми лезвиями разных габаритов и форм, он нужен для создания узоров, логотипов и всевозможных образов на верхнем слое кожи;
  • Комплекты разных штампов, оттисков и клише – покупаются в специальных магазинах, также они могут создаваться своими руками или заказываться у профессионалов, которые работают с металлами;
  • Специализированный молоток для штампов, который при ударе гасит большую часть вибраций;
  • Стилусы из прочной пластмассы или твердых пород дерева для выпрессовки границ изображений;
  • Колесные маркеры для нанесения криволинейных ориентиров;
  • Много надфилей для корректировки формы штампов при необходимости;
  • Гладкая платформа из хорошего дерева для выполнения работ по теснению;
  • Мягкая губочка для пропитки кожи различными жидкостями перед началом работы;
  • Другие полезные инструменты для различных видов обработки кожи.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на тканьТиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на тканьТиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на тканьТиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на тканьТиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на тканьТиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Видео по теме статьи

Для большего вдохновения смотрите видео-подборку по теме тиснения на бумаге в домашних условиях:

Фольгирование или тиснение фольгой. Как это сделать дома?

Первый способ — с помощью ламинатора

Нам понадобится:

Лазерный принтер (желательно обычный, не полноцветный).

Ламинатор (желательно с большим усилием сжатия валов)

Тонерочувствительная фольга: она может быть глянцевой, матовой или голографической (обычно поставляется в рулонах 210мм*120м).

Бумага: не использовать дизайнерскую или фактурную бумагу, т.к. тонер в углублениях фактуры не спекается с фольгой.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Для начала выбираем черно-белый рисунок или текст с четкими линиями.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Печатаем его на листе, отрезаем кусок фольги, чтобы он закрывал распечатанный рисунок или текст. Накрываем фольгой рисунок, а сверху накладываем ещё один лист.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Получился бутерброд: лист с текстом — фольга — чистый лист.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Прогоняем этот бутерброд через нагретый ламинатор.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Когда лист выйдет из ламинатора, осторожно снимаем фольгу. Всё снимется, кроме тех мест, где рисунок — фольга прилипнет к рисунку.
Если вдруг фольга не прилипла, то попробуйте снова накрыть этот же рисунок фольгой и прогнать его через ламинатор еще раз!. Второй способ — с помощью утюга

Второй способ — с помощью утюга

Если у вас нет ламинатора, то можно использовать обычный домашний утюг. С бумагой делаем всё то же самое, но кладем её вместе с фольгой на твердую поверхность. Фольгу накладываем белой частью вниз, а блестящей вверх.

Осторожно, носиком утюга начинаем разглаживать фольгу. Насчет температур — придется поэкспериментировать

Пробуйте от самой низкой — если фольга не прилипла, повышайте. Гладить нужно приблизительно в течение двух минут.

Прежде, чем снимать фольгу, подождите, пока она остынет.

Тонерочувствительная фоль

га

Тонерочувствительная или термочувствительная фольга бывает очень разных цветов.

Виды тиснения по типу клише

Блинтовое

Технология позволяет получить рельеф, похожий на оттиск штампа. Клише с вытравленным на нем рисунком прижимается прессом к материалу. Штампы изготавливают из твердых металлов: магния, меди, цинка, латуни. Рассмотрим свойства штампов из двух наиболее популярных металлов:

Магний Медь
  • Тиражестойкость — 50 000 оттисков.
  • Толщина линий — от 0,15 мм.
  • Печать выполняется на любых материалах — от кожи до тонкой пленки.
  • Подходит для блинта и конгрева.
  • Низкая себестоимость.
  • Срок изготовления — сутки.
  • Тиражестойкость — 150 000 оттисков.
  • Высокая детализация рисунка. Толщина линий — от 0,015 мм.
  • Подходит для всех технологий тиснения (блинт, конгрев).
  • Высокая стоимость.
  • Срок изготовления — до 5 рабочих дней.

Рисунки на штампах не отличаются богатством декора. Зато технология позволяет быстро сделать большое количество однотипных оттисков. Поэтому в современной полиграфии блинт намного популярнее конгревного тиснения.

Блинтовое тиснение на ежедневниках.

Конгревное

Изобретатель метода — Уильям Конгрив (1772—1828). Этот англичанин — «отец» ракетного оружия. Впрочем, его пытливый ум интересовали не только пороховые ракеты, но и полиграфия, инженерия, часовое дело.

При конгревном тиснении материал помещается между штампом и контрштампом (пуансоном), которые вдавливаются друг в друга. Кто пёк печенья-орешки на сковородах-формах, тот легко представит этот процесс. В итоге получается объемный рисунок с заметным рельефом и прорисовкой тонких линий.

Технология позволяет получить как выпуклые, так и вогнутые изображения (так называемый обратный конгрев).

Для выполнения конгревного оттиска необходимо приложить в два раза больше усилий, чем при блинтовом способе, и в 4 раза больше, чем при тиснении фольгой. Сила давления равна 25—45 МПа. В книгоиздательском деле конгрев уже почти не встречается. Технология используется лишь при оформлении подарочных изданий.

Конгревное тиснение может быть холодным и горячим (клише нагреваются до +60 °С).

Конгрев на визитках

Как нанести рисунок с использованием ламинатора

Для выполнения печати в этом случае понадобится кроме ламинатора и лазерный принтер. Лучше если он будет не полноцветным, а обычным. Что касается ламинатора, то стоит приобрести модель с очень большим усилием сжатия. Также нужна будет тонерочувствительная фольга. При желании можно использовать как матовую или глянцевую, так и голографическую.

Бумагу лучше всего взять простую. Фактурная или специальная декоративная для тиснения в домашних условиях подходят не слишком хорошо. При использовании такого материала рисунок получится неаккуратным и некрасивым. В углублениях бумаги этой разновидности металл просто-напросто не приклеится.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Тиснение фольгой с использованием ламинатора производится следующим образом:

  • Найдите красивый векторный узор или орнамент. Можно также написать в какой-нибудь программе, к примеру в том же «Фотошопе», подходящий текст оригинальным шрифтом. Желательно только, чтобы он не был слишком тонким.
  • Распечатайте рисунок на принтере.
  • Положите лист с узором или надписью на стол и накройте его металлизированной фольгой любого цвета.
  • Положите поверх нее еще один лист чистой бумаги.
  • Прогоните получившийся «пирог» через ламинатор. Тонкая фольга обязательно пристанет к рисунку. Если узор получится неаккуратным и прерывистым, процедуру можно повторить. Прогоняйте листы через ламинатор до получения удовлетворительного результата.

Материал с листа нужно снимать аккуратно, не торопясь.

Горячее тиснение

Конечный результат напрямую зависит от свойств и качества применяемого материала. Последний фактор определяется совокупностью таких составляющих:

  • качество производства;
  • лак;
  • слой.

Что касается цвета фольги, то традиционно применяются следующие оттенки:

  • серебряный;
  • золотой;
  • перламутр;
  • голография;
  • с различными текстурами.

Поверхность может быть как глянцевой, так и матовой.

К важным характеристикам, которые следует учитывать при заказе, относятся также стойкость к материалу-носителю и светоустойчивость.

Совокупность всех этих свойств и определяет конечный выбор используемого материала.

Самым главным преимуществом такого метода нанесения явшлляется возможность использовать в качестве носителей предметы с неровными поверхностями. Главным требованием к материалу-носителю остается устойчивость к высоким температурам.

Отдельно стоит сказать о рельефном тиснении, которое, в свою очередь, разделяется на 2 вида:

Плоское – наносится в 1-2 слоя на толстый носитель.

Конгревное – может выполняться на различных плоскостях, например, подходит для тиснения на коже.

Клише для тиснения может быть выполнено из латуни, магния и т.п. Выбор его часто зависит от тиража. Например, при объемах от 50 до 100 тыс. экземпляров используются медные клише. Они также предпочтительны при нанесении с плоским рельефом. Цинковые же изделия применяются при менее масштабных тиражах (до 5 тыс.).

Что касается стоимости расходных материалов, то они (фольга) стоят несколько дороже, чем их аналоги, используемые при холодном способе.

Способы изготовления клише:

  • травление (фрезеровние);
  • механический способ (гравирование).

При этом способе используются штампы, припрессовывающие изображение.

Прессы тоже делятся на типы:

  • стопцилиндровый;
  • ротационный (повышают производительность);
  • тигельный (для сложных, детализированных рисунков).

Промышленные методы тиснения

Естественно, процесс фольгирования на производстве существенно отличается от ручного тиснения. И, конечно, оборудование для промышленного тиснения не ограничивается утюгом.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на тканьПрофессиональное тиснение представляет собой один из видов печати, с той лишь разницей, что вместо краски используется тонкий металл.

Как правило, для создания оттиска используется технология высокой печати, то есть узоры выступают над поверхностью клише.

При подробном рассмотрении этот процесс выглядит следующим образом:

  • Печатная форма нагревается под действием тока до нужной температуры (температура удерживается на необходимое время при помощи термостата).
  • Полоса многослойной фольги «протягивается» через рабочую поверхность. Иными словами, металлическое полотно при каждом рабочем такте передвигается по рисунку на заданное расстояние и прижимается прессом для горячего тиснения фольгой.
Популярные статьи  Как сделать когти из бумаги а4 на пальцы — инструкции создания, фото идеи и советы

По сути, принцип работы пресса схож с работой домашнего принтера. Отличается он, прежде всего, объёмами выпускаемой продукции и точностью настроек.

Как делают клише промышленным способом

Для работы с фольгой применяются клише повышенной прочности и износостойкости. Как правило, штампы изготавливают из металла, чаще всего это латунь, медь, магний и цинк. Магниевые клише применяются чаще всего для небольших партий продукции, наиболее износостойкие штампы из латуни применяют для крупных партий изделий.

Неплохие показатели прочности имеют цинковые и медные клише, но их используют не так широко, поскольку применение этих материалов имеет низкие экологические показатели. Тиснение на металле клише наносится при помощи химического травления либо механической чеканкой.

Виды фольги для промышленного тиснения

Ассортимент фольги, используемой на производстве достаточно широк, чаше всего применяют следующие её виды:

  • Металлизированная фольга. Это самая обычная металлические листы, которые мы используем в быту. С её использованием выполняются вогнутые и выгнутые рисунки на разных поверхностях.
  • Пигментная фольга. Обладает интересным свойством, после нанесения она приобретает вид краски.
  • Прозрачная фольга. Обычно наносится на матовую поверхность, создавая эффект лакировки.
  • Текстурная фольга. Имитирует текстуры дерева, кожи и даже камня. Очень интересно выглядит тиснение на ткани этим видом.
  • Голографическая фольга. Создаёт эффект голограммы. Примечательно, что именно тиснением голографической фольгой государство защищает купюры от фальшивомонетчиков.
  • Магнитная фольга. Также имеет отношение к финансам, её используют при изготовлении банковских карт.
  • Дифракционная применяется для печати на пластике.

Все эти материалы — фольга для горячего тиснения. Существует также холодный способ, для которого используется отдельный вид, выбивающийся из общих характеристик.

Холодное тиснение фольгой применяется для поверхностей, не выдерживающих высоких температур. Тонкая металлическая плёнка наносится на такие изделия, как пакеты и другие предметы из полиэтилена. В отличие от горячего способа, при помощи холодного тиснения можно выполнять рисунки с полутонами.

Возможности данной технолгии велики, с его помощью можно изготовить оригинальные рисунки, логотипы, поздравления, рекламные надписи и т. д. Без больших финансовых затрат, вы можете своими руками сделать рисование фольгой и украсить кожаную вещицу у себя дома и она в буквальном смысле заиграет новыми красками.

Горячее тиснение фольгой

Качество используемых материалов определяют качество оттиска. Качество фольги характеризуется множеством факторов: лак, слой и качество производства. На цвет влияет мелкодисперсный слой, либо используемый пигмент. Фольга для горячего тиснения может быть разных цветов, по классике — золотых и серебряных, голографическая или перламутровая, с особыми текстурами.

Выделяют также матовую или глянцую. Но при выборе учитывается не только это, также светоустойчивость и стойкость к подобранному материалу. В каждом отдельном случае, в зависимости от рисунка и желаемых материалов, подбирается фольга в индивидуальном порядке в зависимости от указанных характеристик.

Горячий метод применим для очень большого разнообразия материалов, он имеет свой ряд преимуществ перед “холодным” методом. Самое главное преимущество – подходит и для неровных поверхностей. То есть, его можно использовать на выпуклых поверхностях и других покрытиях, которые не обладают исключительной гладкостью. Единственное требование – выдержка к горячей температуре.

Одной из самых явных особенностей являются методы производства клише. Первый метод – травление, называемое также фрезерованием, и механический способ, называемый также гравированием. Перед непосредственно проведением процедуры тиснения, делается пробная версия, при которой используется выбранная фольга, и материал.

Еще одна особенность – использование штампов при нанесении, которые припрессовывают изображение. На выбор материала также влияет и тираж. Тиражи в 50-100 тысяч экземпляров чаще выполняются с использованием клише из меди. Медь хорошо использовать и при плоском рельефе.

Для более мелких тиражей, например, в 5 тысяч экземпляров, изготавливают клише из цинка. Существуют и различия по типу пресса. Стопцилиндровый используют для печатного пресса, ротационные позволяют делать высочайшую производительность, а тигельные используют при сложном рисунке с множеством линий.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

В чем заключается технология конгрева и тиснения?

Конгревное тиснение – это когда заготовка получается при помощи ее стискивания между двумя отделами клише: матрицей и патрицей. Существует два способа конгревного тиснения. Первый заключается в двойном прогоне бумаги: припресовывается фольга, а потом уже придается сам рельеф. Второй способ основан на производстве продукта в один оттиск: перенос фольги и рельеф создаются одновременно. Благодаря второму способу уменьшается время на производство тиража. Однако, существуют и свои минусы, такие как: дорогое клише, необходимость высокого уровня квалификации оператора пресса, большая температура.

Преимущества технологии конгрева: применение на различных носителях; отсутствие необходимости использования чернил. Тиснение букв можно сделать как выпуклой, так и вогнутой.

Существующие виды тиснения в полиграфии конгревом:

  1. По способу наложения краски – окрашенное и неокрашенное.
  2. По способу нанесения рисунка или текста – одноуровневое: изображение создается с использованием одной технологии и расположено на одном уровне и многоуровневое. Составное: тиснение фольгой и конгрев производится в одно время.
  3. По использованию фольги – одновременно производится выпуклое фольгированное изображение.

Холодное тиснение фольгой

Сухое и мокрое. Указанные методы – самые современные среди вариаций тиснения фольгой холодным методом на данный момент. Главное отличие заключается в моменте, когда происходит активация клея. Сухое подразумевает выполнение процесса активации клеящего слоя до этапа припрессовки фольги. А при мокром, наоборот.

При мокром способе распознавать характеристики клея и подготавливать его проще. Сухое допускает недосушку или пересушку клея, это является минусом. Мокрый способ считается более удобным, но менее надежным из-за того, что она характеризуется высоким растаскиванием.

Последовательность выполнения:

  • Обклейка;
  • Ламинирование;
  • Сушка клеящего слоя;
  • Отделение материала от фольги.

Таким образом проводится тиснение фольгой на бумаге самым быстрым и дешевым методом.

Давление и температура

Давление при производстве задается в зависимости от выбранного типа тиснения и других параметров, указанных выше. Оно нужно для надежного закрепления ключевого слоя материала, а также, при правильном давлении выполняется четкое воспроизведение мелких деталей на заданном эскизе при неглубоком тиснении.

Тогда регулировка давления работает по принципу: чем больше количество углублений и мелких деталей, чем тверже и больше поверхность, тем более высокое давление устанавливается. То же самое касается и поверхности, которую должен покрывать штамп и твердость поверхности. Они влияют на высоту давления. А температурные показатели, в свою очередь, влияют на пластичность. Чем больше показатель температуры, тем выше пластичность используемого материала.

Где применяют тиснение фольгой?

Тиснение фольгой на коже или других трудных материалах холодным методом применяется редко, чаще используется горячий. Но холодное тиснение используется очень часто на бумаге и картоне, особенно удобно использовать при производстве больших тиражей. При таком способе нанесения изображений не требуется нагрев штампов.

Популярные статьи  Аппликация сова — мастер-классы для детского сада и школы из цветной бумаги, ткани, ватных дисков

Процесс проходит гораздо быстрее, чем при горячем методе. Но самый главный минус – спектр материалов, которые могут быть использованы в разы меньше. Кроме того, плохо работает с поверхностями, которые имеют выпуклости. Такой тип работы выгоден экономически – низкая цена услуги.

Также, не требуется тратить время на подбор материала под заданные температурные параметры. То есть, подбор материалов и вид тиснения для работы выполняется только в зависимости от условий.

Тиснение фольгой     технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань

Особенности технологии

При холодном тиснении используется не пресс, а ультрафиолетовая лакировка и ультрафиолетовый клей. Использование такого метода стало доступным уже после создания специальных клеев и пленки, которые стало возможным использовать в любой типографии.

Слой клея наносится на слой определенного типа печати, когда выполняется ламинирование материала фольгой, слой металла переносится на ту часть полотна, которая уже обработана клеящим слоем, после, проводится отделение фольги от рисунка. Стоимость на холодное тиснение снижается с увеличением тиража. При крупных тиражах, цена на клише составляет одну из самых маленьких частей общей стоимости работы.

Расходные материалы

Расходными материалами, как уже стало понятно, являются клей и фольга. Самое востребованное, по-прежнему, считается тиснение золотой фольгой, которая выполняется в несколько слоев. Это основа из пленки, слой разделения, цветной слой и слой адгезии, нужный для соединения.

Для улучшения адгезии нередко используют специальный праймер. При этом, фольга для мокрого тиснения строго должна отвечать требованию – пропускать ультрафиолетовый слой. Клей наносится поверх красочного слоя, и необходимо следить, чтобы цветные слои и применяемый клей были совместимы.

Набирающий популярность вид фольги, голографический, применяется при создании современных оптических эффектов, а также выполняет защитную функцию. Кроме того, при холодном способе используется часто белая фольга на черном фоне, или черная фольга на белом фоне. Но самым популярным, безусловно, является тиснение золотой фольгой.

Виды тиснения

Существует несколько видов тиснения:

  • тиснение фольгой — тиснение, при котором между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей, пластиком и т.п.) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности материала;
  • слепое тиснение (блинтовое тиснение, блинт; от нем. blind — слепой) — тиснение с помощью клише с целью получения оттиска на гладкой поверхности (например, на текстурной бумаге, на коже). В отличие от тиснения фольгой, при этом процессе фольга не применяется, то есть при тиснении красящие вещества не передаются целевой поверхности. Для получения лучшей гладкости или глянца могут применяться специальные пленки. Рабочие температуры процесса, как правило, ниже, чем при тиснении фольгой, во избежание перегрева и порчи материала;
  • конгревное тиснение без фольги (англ. embossing, нем. praegung) — придание рельефа (как правило, в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и пуансоном (контрматрицы, ответной части). Изображение делается выпуклым. Производится либо холодным способом, либо с подогревом клише до 60 °C;
  • конгревное тиснение с фольгой. Может выполняться двумя способами. При первом способе процесс осуществляется в два прогона: при первом прогоне припрессовывается фольга, а вторым прогоном придается рельеф. При втором способе процесс производится в один удар (оттиск); перенос фольги и придание рельефа происходят одновременно, что позволяет вдвое сократить время, затрачиваемое на тираж. При втором способе используется технологически более сложное (и дорогое) клише, от оператора пресса требуется наличие навыка работы в один удар, необходима высокая температура (110-160 °C) и пресс, способный выполнять такие работы, например Bobst или Gietz;
  • обратный конгрев (англ. debossing) — тиснение, при котором обнижение изображения выполняется ниже уровня материала (то есть в сторону от наблюдателя). В российских типографиях применяется редко;
  • припрессовка голограмм — тиснение, отличающееся от тиснения фольгой необходимостью четко позиционировать каждую голограмму относительно изображения перед оттиском с точностью 0,1-0,2 мм. Точность достигается применением лазерных регистраторов (если голограммы выклеены поштучно на бумажной ленте, смотанной в рулон) или с помощью меток (англ. shear line) на фольге (если голограммы инкорпорированы в структуру фольги);
  • текстурирование — процесс нанесения изображения с помощью клише на гладкий материал (как правило, на металлизированную бумагу). Применяется для имитации тиснения фольгой и для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т.д.).

В настоящее время огромную популярность в производстве этикеток приобрело тиснение фольгой. Причиной является возможность придать этикетке яркий, нарядный внешний вид, что сегодня играет решающую роль при выборе продукции покупателем. Фольга придает характерный металлический блеск, чего иногда невозможно добиться, используя металлизированные печатные краски. Даже применение металлизированной бумаги или пленки не обеспечивает такого эффекта, которого можно достичь тиснением фольгой. Кроме того, при печати по металлизированным материалам возникает целый ряд дополнительных трудностей.

Тенденции развития полиграфической и упаковочной индустрии дают все основания считать, что тиснение будет занимать достойное место в конечной отделке печатной продукции. В последнее время этот способ оформления стали применять не только для повышения привлекательности продукции, но и для защиты от подделок. Автору довелось выступать экспертом по определению поддельной фармацевтической продукции, где тиснение фольгой на этикетке было одним из основных признаков легальных изделий, наряду с другими, конечно. Понятно, что тиснение ведет к удорожанию изделия, однако качественно и оригинально оформленная продукция быстрее находит своего покупателя и создает положительный имидж компании-производителю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: